Не магия. Просто доступность.

Цифровая доступность в один клик

15 мая — День цифровой доступности, когда мы говорим о технологиях, которые делают мир понятнее и удобнее.

Не только для людей с инвалидностью, но и для каждого, кто не может рассмотреть ценник, забыл наушники или просто устал.

Какая вы инклюзивная фича? Сейчас узнаем!

Умная камера, тифлокомментарии или спецвозможности в Go — пройдите наш короткий тест и узнайте, на какую инклюзивную технологию Яндекса вы похожи.

Люди и технологии: истории

Как Алиса, Умная камера, Яндекс Go и нейросети делают жизнь свободнее, а мечты — ближе

Гаджеты — мои окна в мир и работу

Сегодня моя жизнь очень насыщенная: я работаю в издательстве, веду канал «В ритме Риты», создаю музыку с помощью нейросетей и учу незрячих людей пользоваться цифровыми инструментами.

Всё это было бы невозможно без технологий. Для поездок я пользуюсь Яндекс Go: ставлю галочку «помогите найти машину», и водителю приходит уведомление. Это удобно и экономит силы. А на Кинопоиск смотрю фильмы с тифлокомментариями. Из последнего, что запомнилось — «Серебряные коньки» и мини-сериал про технологии Яндекса.

Для меня независимость — это не только возможность зарабатывать. Это право выбирать: где работать, с кем общаться, какие фильмы смотреть.

В экспедициях смартфон — мой проводник

Я из Новосибирска, изучаю традиционную культуру, езжу в фольклорные экспедиции, создаю ароматы в лаборатории и пишу заметки. Преподаю литературу, этнографию и польский: готовлю ребят к олимпиадам и веду лекции. Я полностью незрячий, и технологии — мой ориентир.

Каждый день пользуюсь Умной камерой: распознаю продукты, предметы в экспедициях или читаю этикетки на флаконах. Однажды я заблудился в знакомом районе. Вдруг чую запах пиццы... Навёл камеру на вывеску: распознавание было нечётким, но я разобрал название. Уточнил у Алисы адрес ближайшей пиццерии — и сориентировался, где я.

Как по мне, отсутствие зрения — не проблема, а стиль жизни. Такая жизнь может отличаться от обычной, но при этом она ничуть не хуже.

Мой лучший друг — дисплей Брайля

У меня слепоглухота, но я с детства ношу слуховой аппарат и улавливаю звуки. А вот речь различаю с трудом, поэтому вместо слуха и зрения опираюсь на тактильность, запахи, интуицию и технологии.

Я увлекаюсь бегом, работаю косметологом, веду личный блог и воспитываю сына. Помощник во всём — брайлевский дисплей. Через него я вызываю такси в Яндекс Go с опциями «Помогите найти машину» и «Общаюсь только текстом», заказываю продукты, оплачиваю счета. А через Алису включаю музыку или мультик «Три кота» на телевизоре — особенно удобно с ребёнком на руках.

Я мечтаю открыть салон косметического массажа, пробежать марафон в Нью-Йорке, проплыть по океану и собирать запахи и ощущения, чтобы делиться ими с подписчиками.

За кухню отвечает Яндекс Станция

Я ничего не вижу, а слышу только в слуховых аппаратах. Это не мешает мне работать пишущим журналистом, вести блог и делать подкаст «Исходя из опыта». Люблю сниматься для модных журналов и баловать семью вкусной выпечкой. А помогает мне на кухне розовая крошка Яндекс Станция Лайт.

Она ставит таймеры, подсказывает температуру в чайнике и советует, что приготовить мужу на ужин. Прямо настоящая подружка.

Партнёром по работе для меня выступает Нейроэксперт от Яндекса. Загружаю в сервис файл с интервью и начинаю отправлять запросы. Уже через пять минут у меня есть и выжимка из аудио, и транскрибация, и советы по расстановке пунктуации. Красота.

Технологии делают мою жизнь ярче и эффективнее. Главное, быть открытыми к новым возможностям.

Моя обычно-необычная жизнь с ДЦП

Я учусь в магистратуре, пишу диплом об инклюзивных медиа, веду телеграм-канал о жизни с ДЦП и профориентационный проект для ребят с инвалидностью. Рисую открытки и мечтаю о работе, где соединятся журналистика, творчество и поддержка других.

Обожаю концерты и путешествия. Недавно впервые побывала у моря в день рождения — исполнилась мечта. В Москве тоже много передвигаюсь, и Яндекс Go стал помощником в этом. Благодаря опции «буду с инвалидным креслом» больше не нужно каждый раз писать комментарий. А дома меня встречает колонка с Алисой, которая включает любимую музыку и напоминает о классных событиях.

Мне важно делиться радостью и рассказывать о жизни так, как она идёт. А еще в ней всегда есть место чуду, даже очень маленькому.

Мифы о доступности

Миф
Цифровая доступность — это только для незрячих людей.
На самом деле
Когда шрифт крупный, кнопки понятные, а субтитры на месте — удобно всем. Даже вам, когда телефон слепит на солнце, а экран бликует так, что щуришься.
Миф
Если в здании есть пандус и таблички со шрифтом Брайля — значит, оно доступно.
На самом деле
Пандус и таблички — важный шаг, но для полной доступности нужны лифты, широкие проёмы и просторный санузел.
Миф
Если у человека особенности слуха, его можно называть «глухонемым».
На самом деле
Верные термины: глухой, неслышащий или слабослышащий человек. Говорить «глухонемой» некорректно, потому что многие люди с особенностями слуха могут говорить на русском жестовом языке.
Миф
Глухой и слышащий человек могут общаться только с помощью листочка и ручки.
На самом деле
Листочек — это, конечно, классика. Ещё есть русский жестовый язык, переписка в мессенджерах и специальные сервисы.

Так приложение Яндекс Разговор помогает общаться, когда один человек слышит, а другой нет. Он переводит текст в речь — и наоборот.

Миф
Когда встречаете человека с особенностями здоровья, важно ему помочь.
На самом деле
Не все нуждаются в помощи и не всем подойдёт помощь «по умолчанию». Сначала уточните, чтобы не нарушить личные границы.
Миф
Незрячий человек не может понять, что изображено на фото или картинке.
На самом деле
Если картинка подписана, а сайт или приложение доступны, то может! Альтернативное описание (alt-текст) озвучивается скринридером, чтобы незрячий человек точно узнал: это рыжий кот лежит на ноутбуке, а не просто «изображение».

В Яндексе цифровая доступность — не бонус, а базовая функция: уже 16 наших сервисов адаптированы для пользователей с особенностями зрения.

Миф
Чтобы сообщить водителю Яндекс Go, что пассажир будет с инвалидной коляской, нужно обязательно оставить комментарий или позвонить.
На самом деле
В Яндекс Go можно выбрать опцию «Буду с инвалидным креслом». Водитель всё увидит и получит чёткие инструкции, как помочь.
Миф
Незрячим людям нужно отправлять голосовые сообщения. Текст они не прочитают.
На самом деле
Незрячие люди прекрасно читают текстовые сообщения в мессенджерах и не только — с помощью программ экранного доступа (скринридеров). А вот слушать «войсы» любят не все.

Заключение

Инклюзия — это не про «них» и «нас». Это про всех. Про мир, в котором удобно, понятно и без барьеров.
Wed May 14 2025 20:29:55 GMT+0300 (Moscow Standard Time)