Яндекс Go (iOS) — инструкция для незрячих пользователей

Общая информация

Всем привет. Меня зовут Евгения Малышко. Сегодня хочу рассказать об использовании приложения Яндекс Go для заказа такси.

Помню, как всего несколько лет назад я дозванивалась по городскому номеру до диспетчера такси, чуть ли не по буквам диктовала свой адрес, обозначала какие‑то ориентиры. Конечно, не обходилось без казусов. Однажды в два часа ночи меня увезли не домой, а на одноимённую улицу в другом подмосковном городе. И это было только взаимодействие с диспетчером, а дальше начиналось взаимодействие с водителем, которому нужно объяснить, что я пассажир с белой тростью и не нужно моргать фарами, когда машина подъехала.

У меня в руках iPhone. В качестве программы экранного доступа — VoiceOver. Предлагаю и вам взять смартфон и выполнять действия вместе со мной. Я буду смахивать экран вправо или влево, чтобы перейти от одного элемента к другому, буду смахивать вниз или вверх, чтобы изучить доступные действия и буду активировать элементы, нажимая кнопки двойным касанием.

Запуск приложения

Приложение Яндекс Go скачивается из App Store. Это стандартная процедура, не буду её демонстрировать. Когда вы его скачаете, приложение появится на одном из экранов.

Синтезатор речи (далее СР): Яндекс Go: Такси, Еда, Доставка

И я активирую его двойным касанием.

СР: Меню, кнопка

Меню находится в левой части экрана — к нему мы ещё вернёмся. Основной экран приложения содержит некоторое количество сервисов Яндекса. Я прохожу по ним, смахивая по экрану вправо.

СР: Доставка, кнопка. Лавка, кнопка. Транспорт, кнопка. Маркет, кнопка. Еда, кнопка. Магазины, кнопка. Путешествие, кнопка. Такси, кнопка. Межгород, кнопка. Самокаты, кнопка

Кроме списка сервисов здесь есть недавние адреса.

СР: К выбору адреса, кнопка. Такси, ТРЦ «Принц Плаза», выход два, десять минут, кнопка. Такси, Новоясеневский тупик, 4, шесть минут, кнопка

Вернёмся к меню.

Меню

СР: Меню, кнопка

В меню много пунктов, я хочу остановиться на нескольких.

СР: Введите номер телефона, кнопка

Это говорит о том, что вы ещё не авторизованы в приложении. Захожу. Здесь у вас может сразу появиться поле для ввода номера телефона. На моём смартфоне несколько аккаунтов, поэтому внизу справа я нахожу и активирую кнопку.

СР: Добавить аккаунт, кнопка. Введите номер телефона, уровень заголовка один. Мобильный телефон плюс семь, текстовое поле

И здесь вы вводите свой номер телефона.

СР: Далее, кнопка. Войти через Яндекс, кнопка

Если вы зарегистрированы в каком‑либо приложении Яндекса, вы можете войти через Яндекс ID. Обратите внимание, что после успешной авторизации, название пункта меню изменилось.

СР: Профиль — Евгения, рейтинг 4.93, кнопка

Здесь же вы можете добавить электронный адрес, на который будут приходить чеки после поездки. Следующий пункт в меню, на который хочу обратить внимание — это...

СР: Способы оплаты — наличные, кнопка. Способы оплаты, заголовок

Здесь будут отображаться данные карт, которые вы привяжете к приложению и выбранные способы оплаты. У меня сейчас выбрано...

СР: Выбрано: наличные

Мне, как незрячему пассажиру, удобнее безналичный способ оплаты. Так мне не придётся распознавать купюры, думать, сколько мне дадут сдачи, не уронила ли я мелочь, не забыла ли кошелёк. Поэтому я выбираю...

СР: Привязать карту, кнопка

На этом экране я привязываю карту к приложению.

СР: Номер карты, текстовое поле

Шестнадцать цифр — номер вашей карты.

СР: Срок действия, текстовое поле

Срок действия — месяц и год. Например, 04.28.

СР: CVV. Защищённое текстовое поле

Тот самый секретный трёхзначный код на обороте карты, который никому нельзя сообщать.

СР: Привязать карту, недоступно, кнопка

Когда вы введёте все данные, эта кнопка станет доступной и вы сможете её нажать. Следующее в меню, на что хочу обратить внимание, это...

СР: Специальные возможности, кнопка

Это информационный раздел. Здесь рассказывается о том, что сервисы Яндекса предлагают для пассажиров с инвалидностью. Можете почитать подробнее. Я просто покажу опции.

СР: Опции, уровень заголовка два. Буду с инвалидным креслом, кнопка, свёрнуто. Помогите найти машину, кнопка, свёрнуто. Перевозка собаки поводыря, кнопка, свёрнуто. Как указать свои пожелания, уровень заголовка три

Я покажу, как указывать пожелания, когда будем заказывать такси. Ещё один пункт меню, на котором хочу остановиться, это...

СР: История заказов, кнопка

Здесь вы можете видеть стоимость, время ваших поездок и, если нужно, можете связаться с поддержкой.

Заказ такси

Пришло время перейти к тому, ради чего мы открывали приложение Яндекс Go. На главном экране приложения, где собраны разные сервисы Яндекса, находим...

СР: Такси, кнопка

И активируем двойным касанием.

СР: Точка подачи: Паустовского, 1, кнопка

Здесь выбираем, откуда и куда поедем.

СР: Выбрать текущую геолокацию, кнопка

Я практически никогда не нажимаю эту кнопку, потому что не могу визуально проконтролировать, куда встанет метка на карте. Только в том случае, если, я вижу вот здесь...

СР: Точка подачи: Паустовского, 1, кнопка, заголовок

Что адрес определён неверно, тогда я нажимаю на «Выбрать текущую геолокацию». Сюда можно нажать и изменить адрес подачи. Например, если вы заказываете такси не для себя.

СР: Откуда поедете, текстовое поле. Идёт правка. Паустовского, 1. Точка вставки в конце

Я пока очищу текст.

СР: Очистить, кнопка. Откуда поедете, текстовое поле. Идёт правка. Символы. Точка вставки в начале. Р. а. б. о. т. а

Я написала слово «работа».

СР: Работа — Тверская улица, 14, кнопка.

Дело в том, что этот адрес забит в приложении текстовой меткой. Приложение знает, где я работаю, и подставляет улицу и дом. Но сейчас я нахожусь не на работе, поэтому...

СР: Закрыть, кнопка

Добавление адреса

Отвлечёмся от заказа такси. Покажу, как добавлять подобные адреса. Захожу в меню на главном экране приложения.

СР: Меню, кнопка

Здесь нахожу пункт...

СР: Мои адреса, кнопка

Активирую его и смахивая вправо — сразу попадаю на кнопку...

СР: Добавить избранный адрес, кнопка

Прежде чем добавить адрес, приложение предлагает выбрать его тип.

СР: Адрес для всех заказов, Лавка, Еда, Такси и другие, кнопка

Мне это подходит. Активирую.

СР: Адрес, текстовое поле. Идёт правка. Точка вставки в начале

И здесь я могу как ввести адрес вручную, так и выбрать его из предлагаемого списка.

СР: ТЦ Мега, Химки, центральный вход, Химки, Московская область, кнопка. Пятнадцать, микрорайон Опалиха, Красногорск, Московская область, кнопка. Ленинградский вокзал, столб четыре, Москва, кнопка

Вы можете добавлять и называть адреса на свой вкус: «Работа», «Дом, милый дом», «Любимое кафе», «Дача друзей», «Вокзал». Мне кажется, что такие названия стоит присваивать тем адресам, у которых нет своего названия, по которому я смогу найти их. Кафе, музей, какое‑то учреждения, даже торговый центр в Химках можно найти по их названию. Я смогу вызвать такси на вокзал, введя слово «вокзал» в поле поиска. А домой или на дачу к друзьям я смогу попасть только, если введу длинный адрес или текстовую метку. Для примера я добавлю свой рабочий адрес.

СР: Адрес, текстовое поле. Идёт правка. Точка вставки в начале

Ввожу адрес, улицу и дом.

СР: Т. в. е. р. с. к. а. я. 14

Смотрю результаты.

СР: Государственный музей — культурный центр интеграции имени Н. А. Островского, Музей, Москва. Тверская улица, 14. 17.2 километра, кнопка

Это адрес моей работы — выбираю его двойным касанием.

СР: Название, текстовое поле. Идёт правка. Строки. Точка. Вставьте в начале

Фокус оказывается в следующем текстовом поле, в котором я пишу название, которое будет отображаться в приложении. В данном случае — слово «работа».

СР: Р, а, б, о, т, а. Работа

Проверяю, что получилось.

СР: Адрес для всех заказов: Лавка, Еда, Такси и другие. Названия, текстовое поле. Идёт правка. Работа. Государственный музей — культурный центр интеграции имени Н. А. Островского, Россия, Москва, Тверская улица, 14. Подъезд, текстовое поле

Я не буду указывать подъезд.

СР: Комментарий водителю, текстовое поле

Здесь можно ввести то, что важно знать водителю. Например, шлагбаум или какие‑то ориентиры.

СР: Доставка, заголовок

Отдельные поля для доставки.

СР: Квартира, офис, текстовое поле. Этаж, текстовое поле. Домофон, текстовое поле. Комментарий курьеру, текстовое поле

Например, позвонить за десять минут до доставки.

СР: Сохранить, кнопка

Нажимаю.

СР: Сохраняем адрес

Адрес добавлен, сохранён и даже доступен для редактирования. Если захочу, могу его переименовать.

Выбор пунктов отправления и прибытия и тарифа

Теперь, когда вы умеете добавлять избранные адреса, вернёмся к тому, на чём остановились — заказу такси и выбору пункта отправления.

СР: Точка подачи: Паустовского, 1, кнопка, заголовок

Перехожу к выбору места, куда поеду.

СР: Такси, заголовок. Куда едем, кнопка. К выбору адреса, кнопка. Такси. Тверская, 14., 45 минут, кнопка. Такси. Кирова, 10к1, 50 минут, кнопка

Я могу выбрать адрес из предлагаемого списка — это часто используемые или недавние адреса. Или могу ввести адрес вручную.

СР: Куда едем, кнопка. Куда поедете, текстовое поле. Идёт правка. Символы. Точка вставки в начале

Здесь я могу ввести как адрес, например, Тверская, 14, так и название того места, куда хочу поехать.

СР: К, о, н, с, е, р, в, а, т, о, р, и, я. Консерватория

Я ввела слово «консерватория».

СР: Карта, кнопка. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Консерватория, Большая Никитская улица, 13/6, 17.9 километров, кнопка. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, большой зал, консерватория, Средний Кисловский переулок, 4, 17.9 километров, кнопка. Рахманиновский зал. Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Концертный зал, Большая Никитская улица, 11/4с1, 17.9 километров, кнопка

Я выбираю нужный вариант из результатов поиска и возвращаюсь на экран заказа такси.

СР: Куда: Московская консерватория, время в пути — 40 минут, кнопка

Смотрю, что есть дальше.

СР: Добавить точку в маршрут, кнопка

Отличная идея.

СР: Куда поедете, текстовое поле. Идёт правка. Символы. Точка вставки в начале. Прописная Я, с, е, н, е, в, о. Ясенево. Найдено семь результатов, Ясенево, станция метро. Район Ясенево, Юго‑Западный административный округ, Москва. 32.1 километр, кнопка

Мне нужно метро.

СР: Ясенево, Станция метро Ясенево, 32.2 километра, кнопка

Выбираю.

СР: Цена изменилась, Комфорт, 1830, знак рубля

Логично — добавилась точка в маршрут и изменилась цена поездки. Я попала на экран заказа такси. Обратно — к выбору адреса.

СР: Ваш адрес: Паустовского, 1, кнопка. Подъезд, кнопка. Куда: Московская консерватория, Ясенево. Две остановки. Время в пути: 1 час 30 минут, кнопка

Ясенево — это вторая остановка моего маршрута. Посмотрим, можно ли их поменять. Активирую этот пункт двойным касанием.

СР: Остановки, заголовок. Московская консерватория, кнопка. Доступны действия

Это первая остановка.

СР: Изменение порядка, кнопка. Перетягиваемый объект. Доступны действия

Смахиваю пальцем вниз.

СР: Переместить вверх. Выполнено перемещение в строку один из два

И что получилось?

СР: Ясенево, кнопка

Ясенево стала первой остановкой.

СР: Московская консерватория, кнопка

А Московская консерватория стала второй точкой маршрута. Смахиваю пальцем вниз.

СР: Переместить вверх

Здесь тоже есть этот пункт.

СР: Удалить

Выбираю.

СР: Ясенево, кнопка

И у меня остался один пункт маршрута — я передумала ехать в консерваторию. Я вернулась на экран заказа такси. Проверяю адреса и смотрю, что ещё можно здесь сделать.

СР: Ваш адрес: Паустовского, 1, кнопка. Подъезд, кнопка. Куда: Ясенево. Время в пути: 5 минут, кнопка. Добавить точку в маршрут, кнопка. Группа тарифов Такси. Два из пять

Здесь всё верно.

СР: Тариф Комфорт, 239, российский рубль. Подача — четыре минуты. 24 балла Яндекс Плюс, три из девять, кнопка

Можно выбрать тариф. Смахиваю вниз.

СР: Эконом, 219, знак рубля. Цена изменилась. Эконом, 279, знак рубля. Вместе — высокий спрос, 274, российский рубль. Подача — четыре минуты. 3 балла Яндекс Плюс, один из девять

Нет, поеду на «Комфорте».

СР: Комфорт, 299, российский рубль. Подача — четыре минуты. 30 баллов Яндекс Плюс, три из девять

Остаюсь на этом пункте. Смахиваю вправо, иду по экрану.

СР: На самокате тильда 39, знак рубля, 4 минуты в пути, кнопка. Способы оплаты — Карта Пэй, кнопка

Это такой же экран, как был в меню, где можно менять способы оплаты, выбирать наличные или привязывать карту.

Специальные возможности (выбор опций)

СР: Пожелание, кнопка

Здесь можно выбрать специальные возможности. Здесь много информации о тарифе, о различных опциях. Мы ищем специальные возможности.

СР: Специальные возможности: Инвалидное кресло, Помощь в поиске машины и другие, кнопка

Нужный пункт.

СР: Что сообщить водителю, Помогите найти машину, кнопка‑переключатель, выключена

Именно то, что мне нужно. Я не увижу, когда машина подъедет, не смогу прочитать её номер.

СР: Опция «Помогите найти машину», заголовок. Выберите, если заказ оформляется незрячему или маломобильному человеку. Передадим водителю, что может потребоваться помощь в поиске машины. В комментарии можно указать, где будет ждать пассажир и как его узнать. Хорошо, кнопка

Помните, был пункт комментарий водителю?

СР: В комментарии водителю, кнопка, текстовое поле

Не нужно пренебрегать никакими возможностями, чтобы сообщить водителю о себе. Обычно я пишу следующее.

СР: Текстовое поле. Идёт правка. Я незрячий пассажир, буду с белой тростью

С экрана пожеланий можно нажимать кнопку «Заказать». Или...

СР: Закрыть, кнопка

И ещё раз удостовериться, все ли адреса и пожелания указаны верно.

СР: Ваш адрес: Паустовского, 1, кнопка. Куда: Ясенево. Время в пути — пять минут, кнопка. Группа тарифов, Такси, тариф «Комфорт». 259, российский рубль. Подача 3 минуты. Пожелание: нужна помощь

Этот пункт появился после того, как я выбрала специальные возможности. Посмотрим, что ещё можно сделать. Смахиваю вниз.

СР: Удалить пожелания

Мне не нужно удалять пожелания, поэтому смахиваю вправо и нажимаю кнопку.

СР: Заказать, кнопка

Экран поездки

Отлично. Посмотрим, что будет происходить дальше.

СР: Есть машины рядом. Выбираем подходящие. Ноль минут, три секунды. Детали заказа, кнопка. Ждём ответ, займёт несколько секунд, ноль минут

Характерный звук уведомления.

СР: Через тильда одна минута приедет чёрный BMW7 РХР 363 79. Детали заказа, кнопка

Посмотрим, какая ещё информация есть на этом экране.

СР: Водитель — Александр. Рейтинг — 4.98, кнопка. Связь с водителем, кнопка. Детали, кнопка. Вам понравится, толстовка, 1999, знак рубля

В этом месте часто появляется эта врезка. Это реклама от Яндекс Маркета. Можно скоротать время ожидания такси и что‑нибудь выбрать. Вернёмся к основной информацией о поездке. Что ещё есть на экране? Обратите внимание, что можно активировать пункт с информацией об автомобиле и времени до прибытия. Посмотрим, какие там детали.

СР: Через тильда одна минута приедет Черный BMW7 РХР 363 79, заголовок. Доступные действия

Смахну вниз и посмотрю, какие действия доступны.

СР: Скопировать марку и номер машины

Очень удобно. Я активировала этот пункт двойным касанием — марка и номер машины были скопированы. Могу отправить эту информацию тому, кто меня встречает. В разделе «Детали» я могу увидеть адрес подачи и назначения, добавить остановку, изменить способ оплаты. Хочу подробнее остановиться на безопасности и возможности отправить маршрут.

СР: Безопасность, кнопка

Смахиваю вправо, дохожу до нужного пункта и активирую его.

СР: Безопасность, заголовок. 112, скорая и полиция, кнопка. Экстренный чат, кнопка

Это пункт для экстренных ситуаций. Надеюсь, он никогда вам не понадобится. Но полезно знать, что и где находится на такой случай.

СР: Отправить маршрут, кнопка. Поделиться маршрутом можно во время поездки

Отправить маршрут можно с этого экрана или вернувшись назад.

СР: Отправить маршрут, кнопка. Маршрут на карте

Активируя этот пункт, я смогу отправить информацию о своей поездке тому, кому посчитаю нужным. Например, человеку, которые будет меня встречать. И он сможет увидеть на своём устройстве информацию о том, сколько мне осталось ехать, марку и номер моей машины. Листаю дальше.

СР: Через тильда одна минута приедет черный BMW7 РХР 363 79, заголовок

Если никуда не смахивать, а оставить фокус здесь, то вы услышите, как обновится информация.

СР: Вас ожидает BMW7 РХР 363 79

Была «одна минута», стало — «вас ожидает». Посмотрю, что ещё есть на этом экране, когда машина уже подъехала. Для этого смахиваю вправо.

СР: Бесплатное ожидание — 2 минуты 53 секунды. Черный BMW7 РХР 363 79. Связь с водителем, кнопка

Очень удобно — могу созвониться с водителем или написать ему в чат. Листаю дальше.

СР: Уже иду, кнопка. Выбрано «Уже иду»

Я обычно нажимаю на эту кнопку, чтобы водитель знал, что я уже выхожу и не уезжал на парковку.

Экран поездки и её оценка

Раньше я могла видеть время ожидания такси, а во время поездки смогу видеть оставшееся время поездки.

СР: Осталось ехать 4 минуты. Черный BMW7 РХР 363 79. Детали заказа, кнопка

Да, до метро близко. Когда поездка заканчивается, я могу оценить её.

СР: 429, знак рубля. Как всё прошло, заголовок. Оцените поездку. Элемент настройки. Смахните вверх или вниз одним пальцем, чтобы настроить значение. Ужасно, один из пять. Очень плохо, два из пять. Плохо, три из пять. Нормально, четыре из пять. Отлично, пять из пять

Я выбираю «Отлично». Яндекс Go предлагает дополнительные критерии для оценки поездки. Для этого смахиваю вправо.

СР: Вас устроило состояние машины? Нет, кнопка. Да, кнопка

В этом месте может быть другой вопрос, например, был ли водитель пристёгнут. Следующие пункты остаются неизменными.

СР: Что вам особенно понравилось, заголовок. Забота водителя, не выбрано, кнопка. Забота водителя, выбрано. Вежливость водителя, не выбрано, кнопка. Комфортное вождение, не выбрано, кнопка. Чистота в салоне, не выбрано, кнопка. Интересная беседа, не выбрано, кнопка. Приятная музыка, не выбрано, кнопка

Выбирайте на свой вкус. Я стараюсь отметить один‑два пункта.

СР: Ваш комментарий, кнопка

Есть возможность оставить комментарий. Смахиваю дальше и попадаю на кнопку.

СР: Готово, кнопка

Нажимаю кнопку «Готово». Я возвращаюсь на основной экран приложения. Поездка окончена.

Заключение

С завершением поездки подходит к концу и наш подкаст. Верю и надеюсь, что за это непродолжительное время вы узнали что‑то полезное или хотя бы интересное. Думаю, теперь вы можете согласиться, что если пользоваться такси с помощью Яндекса, то это доступный, комфортный и самостоятельный способ передвижения для незрячего пассажира.

Я благодарю вас за внимание. Желаю хороших поездок, дружелюбных водителей и любопытства в исследовании других доступных сервисов Яндекса. До новых встреч.

Mon Oct 14 2024 12:26:14 GMT+0300 (Moscow Standard Time)